Нижегородский фуникулер: Кремлевский, Похвалинский — на протяжении почти десятилетия с момента строительства оставался единственным пассажирским устройством такого рода на территории Российской империи.
Нижегородский фуникулер-История
Дух новаторства
Нижний Новгород в XIX веке в развитии транспортной системы не отставал от европейских городов. По распространению технических новинок он был передовым городом России
Строительство двух линий фуникулёров (не канатная дорога) в Нижнем Новгороде приурочено к проведению Всероссийской торгово-промышленной выставки в 1896 году.
В то время особое значение имел вопрос о быстром и комфортном сообщении между верхней и нижней частями города.
Нижегородские фуникулеры построили меньше, чем за год.
Лифт? Фуникулер? Элеватор?
С названием технической новинки долгое время не могли определиться. Их называли и два лифта – один у моста, другой у Кремля. Но всё же в дальнейшем их стали называть Фуникулеры — от латинского слова «funiculus», что переводится, как «верёвка, канат».
В народе нижегородский фуникулер называли Элеватор. В переводе с латинского «elevo» означает «подъём», alevare – поднимать.
Нижегородский Фуникулер — Важный элемент транспортной инфраструктуры города
Это рельсовое транспортное средство с канатной тягой было предназначено для перевозки людей в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе.
Пропускная способность фуникулеров была высокой. Уже в 1913 году они перевезли свыше 2 млн пассажиров. БОльшая их часть (1 млн 200 тыс.) приходилась на Кремлевский элеватор. Пассажиропоток увеличивался не только за счет горожан, но и за счет приезжих. Пик перевозок пришелся на 1915 год.
Кремлёвский фуникулер и Похвалинский фуникулер — элеваторы были названы в соответствие с их маршрутом.
Движение по Кремлевскому (Ивановскому) фуникулеру открылось 9 июня 1896 года. Несколько дней спустя заработал Похвалинский элеватор.
Фуникулер в Нижегородском Кремле
Протяженность маршрута Кремлёвского фуникулёра составляла 133,12 метра.
Маршрут проходит от станции внутри Кремля вниз до подножия церкви Иоанна Предтечи (Скоба).
Станции располагаются по разные стороны кремлевской стены.
Верхняя станция располагалась в Кремле за Часовой башней.
Нижняя станция располагалась в районе сегодняшней площади Народного Единства
Т.к. Кремль расположен на горе, частично маршрут проходил в подземном тоннеле, который проложен между Северной и Часовой башнями.
Напоминанием о Кремлевском фуникулере сегодня является фрагмент кирпичной подпорной стены возле Кремля и мостик над входом в бывший тоннель.
Строительство фуникулера в Нижегородском Кремле планируется на 2021 год
Похвалинский элеватор
Его протяженность – 160,6 метров.
Линия этого нижегородского фуникулёра проходила вдоль Похвалинского съезда и имела две станции.
Нижняя станция располагалась в здании электрической подстанции на Благовещенской площади у Плашкоутного моста.
Через этот мост ходил трамвай и делал остановку у здания подстанции.
Чтобы подняться наверх, люди просто пересаживались на фуникулёр — две минуты и вы в верхней часть города, почти в центре.
Верхняя станция находилась на Гремячей горе (вторая от Кремлёвского холма). Станция была деревянной и в ней располагался зал ожидания.
Сегодня приблизительно это в районе, где скульптура с воздушным шаром Жюль Верн.
В настоящее время от Похвалинского фуникулера сохранились фрагменты кирпичной кладки подпорной стенки. Просматривается и линия его рельсового пути.
Первый в России фуникулёр на водяной тяге появился и действовал в Нижнем Новгороде
Нижегородский фуникулер работал не от электричества. А как, так называемая, водная канатная дорога, используя водяной балласт.
Вагоны, соединенные тросом, двигаются одновременно навстречу друг другу. Во время подъёма одного из них, второй спускается вниз. Система сконструирована таким образом, что два вагона уравновешивают друг друга, как пара старинных лифтов. Во время подъема одного из вагонов, второй спускается вниз. Они обгоняют друг друга посередине. Одновременно оба достигают своей конечной станции. Один – нижней, другой – верхней. Выгружают пассажиров, забирают новых, и весь цикл повторяется заново. По маршруту курсируют два вагона. Оба вагона имеют цистерну балластной воды. Между двумя поездками вода заливается в бак вагона на верхней горной станции, а бак вагона на нижней станции опустошается. Верхний вагон, двигаясь вниз по склону, тянет снизу вверх по склону более лёгкий вагон с пустым баком.
Система путей была однопутной с раздвоением посередине.
Вагон был рассчитан на 24 пассажира. В каждом вагоне было две каюты со стоячими и сидячими местами. Стоимость проезда была достаточно высокой. Этот вид транспорта могли позволить себе относительно состоятельные люди. В вагонах было установлено разделение на классы (салон вагона делился перегородкой на две части). Поездка в первом классе стоила 5 копеек, во втором — 3 копейки. Для учащихся действовали льготы. Они могли проехать в первом классе за 3 копейки, во втором – ехать бесплатно. Кроме того, права бесплатного проезда на определённых условиях получали полицейские и почтовые служащие.
Вагоны двигались со скоростью 1,5 м/сек. Таким образом поездка на Кремлевском фуникулере занимала приблизительно 1,5 минуты. На подъём-спуск по Похвалинскому фуникулеру уходило около двух минут.
Закат технической новинки — конец эры Нижегородского фуникулера
Проработали фуникулёры чуть более 30 лет. С развитием трамвайной сети значение фуникулеров сошло на нет. Их эксплуатация становится убыточной, действие — неактуальным. Нижегородские фуникулеры упразднили за ненужностью. В 1927 году прекращает свою работу Кремлевский фуникулер, а чуть позже полностью ликвидирован и Похвалинский фуникулер.
Строительство фуникулеров в нижегородском Кремле и Похвалинского в Нижнем Новгороде в конце XIX века стало важным элементом развития транспортной инфраструктуры города.
Кремлёвский фуникулёр планируется воссоздать в его историческом облике и с вагонами в стиле XIX века.
Нижегородский фуникулер – Часть истории Нижнего Новгорода!
Если вам понравилась эта статья, поделитесь в соц. сетях со своими друзьями
Настраивайтесь на нашу волну!
0 Комментариев