Мосты Нижнего Новгорода — Плашкоутный мост

Канавинский мост-Нижний Новгород

Канавинский мост – мост с самой длинной историей

Мосты Нижнего Новгорода – неотъемлемая часть города.
Пешеходные, автомобильные, железнодорожные, подвесные, разводные – сегодня они имеют чисто практическое значение, но каждый имеет свою историю. С самой длинной историей среди мостов Нижнего Новгорода является Канавинский мост – самая первая /старая/ постоянная переправа через Оку. Вот его история и начинается с наплавной переправы – Плашкоутный мост. В то время (первая половина XIX века) – это был самый большой-длинный наплавной мост в России.

Плашкоутный мост Нижний Новгород. Наплавная переправа через Оку

Плашкоутный мост Нижний Новгород. Наплавная переправа через Оку

Плашкоутный мост – первенец нижегородских мостов

Представить трудно, что один из крупных торгово-промышленных центров России Нижний Новгород до начала 30-х годов прошлого столетия не имел ни одного постоянного моста ни через Оку, ни через Волгу.
Первая переправа в черте города через Оку уже существовала в начале XVIII века. На то время она представляла собой примитивный плавучий настил. Сооружение просуществовало до 1715 года. Петр I запретил «перегораживать» мостами все большие реки в границах городов на Европейской части России. В результате, по распоряжению нижегородского губернатора плавучий настил через Оку был сожжен. И даже после того, как запрет перестал действовать, плавучая переправа так и не была восстановлена.

Переправа летняя до возведения плашкоутного моста. Нижний Новгород

Летняя переправа до возведения плашкоутного моста. Нижний Новгород

Чтобы добраться из заречной части города в нагорную, нижегородцы переплывали Оку на лодках, баржах и баркасах.

Переправа зимняя до возведения плашкоутного моста. Нижний Новгород

Зимняя переправа до возведения плашкоутного моста. Нижний Новгород

Зимой путь преодолевали пешком по льду.

Всё из-за Ярмарки!

Немаловажную роль в строительстве плашкоутного моста сыграла ярмарка, которую перенесли из Макарьева в Нижний Новгород. На знаменитую Нижегородскую ярмарку приезжало до 150 тысяч человек за сезон. А население Нижнего Новгорода в то время составляло около 18 тыс. жителей – почти в десять раз меньше. С каждым годом резко возрастало население и количество людей, приезжавших в город. Ни лодочники, ни паромщики уже не справлялись с таким потоком людей.  Постоянно растущий, как бы сегодня сказали, «трафик» требовал срочного решения данной проблемы. Поэтому откладывать было уже некуда. О строительстве капитального моста речи не стояло.
Плашкоут – вот что стало выходом. Идея использования плашкоутного моста, который имел огромное функциональное значение, быстро реализовалась.

Наводим мосты

 22 июля 1817 года открылось движение по плашкоутному (наплавному) мосту. Это был самым большой наплавной мост того времени в России.
Эксплуатировать его можно было только после весеннего разлива и до того времени, пока на реке не станет лёд. Плашкоутный мост через Оку наводился каждое лето. К зиме его разбирали и увозили в затон.

Плашкоутный мост. Баржи-плашкоуты

Плашкоутный мост. Баржи-плашкоуты

Новая переправа представляла собой баржи — плашкоуты (пантоны), соединённые и покрытые деревянным настилом.
Между плашкоутами были 10‑метровые пролёты. Это позволяло проходить лодкам и небольшим судам. Длина настила составляла 510 метров, ширина проезжей части – 17 метров и ещё 2 метра тротуары. Деревянные конструкции моста приходилось менять каждые 10 лет.

Переправа состояла из трёх частей. Первая и третья закреплялись, фиксировались у берегов якорями. Центральная оставалась подвижной. Её разводили для прохода крупных судов. Мост разводили в ночное время. На это уходило до 45 минут при благоприятных погодных условиях. На то, чтобы собрать мост, уходило от одного до полутора часов. Таким образом, на пропуск судов в ночное время оставалось всего чуть более двух часов, поскольку в 6 часов утра мост должен был открыт для движения. Мост обслуживала команда из 40 человек. Среди которых были пожарные, следившие, чтобы на мосту никто не курил.

Трамвай на плашкоутном мосту

Плашкоутный мост. Трамвай на мосту

В конце XIX века по мосту пустили первый в России трамвай. Одна из конечных станций трамвайной линии была в конце моста в верхней части Нижнего Новгорода у электрической подстанции. Там находилась нижняя станция нижегородского Похвалинского фуникулера.

Плашкоутный мост. Нижняя станция Похвалинского фуникулера

Плашкоутный мост. Нижняя станция Похвалинского фуникулера

Со временем по мосту стали ездить автомобили. Затем проход и проезд по мосту стал платным. По две копейки с пешехода, 25 копеек — с порожней одноконной повозки, по одной копейке — с каждого пуда груза.

Плашкоутный мост — 116 лет на службе у нижегородцев

На протяжении 116 лет плашкоутный мост служил переправой нижегородцам. Старый плашкоутный мост исчерпал свой ресурс и несмотря на то, что плашкоутный мост пользовался огромной популярностью, тема строительства стационарного моста постоянно поднималась на заседаниях городской Думы Нижнего Новгорода. Даже писалось обращение к императору.
Лишь в 1920‑м мост всё же решили строить капитальный мост, но приступить к реализации проекта удалось только через 10 лет.

Вот и всё!  Плашкоутный мост – в прошлом!

Строительство Канавинского моста

Строительство Канавинского моста. Левее переправы

Строительство нового моста длилось полтора года. Автомобильное, гужевое и пешеходное движение по новому  мосту было открыто 2 апреля 1933 года. Но даже после открытия Канавинского моста продолжались работы по созданию подъездных путей и покрытия проезжей части. Кстати, первоначально его называли Пахомовским, по фамилии председателя губисполкома в Нижнем Новгороде. Затем мост переименовали в Окский. В 1965 году, после того как построили Молитовский мост, название Окский заменили на Канавинский мост по названию района.

Так что Плашкоутный мост по праву можно назвать первенцем Нижегородских мостов и прародителем Канавинского моста, который был построен на месте переправы.

Канавинский мост Нижний Новгород--Вид на Кремль

Канавинский мост Нижний Новгород. Вид на Кремль

Сегодня очень трудно переоценить роль мостов в жизни города и в современной сети транспортных потоков.

Мосты Нижний Новгород

Мосты Нижнего Новгорода — часть истории города

Не пропустите  28 потрясающих мостов в мире

Если вам понравилась эта статья, поделитесь в соц. сетях со своими друзьями.
Настраивайтесь на нашу волну!

Интересные факты про нижний Новгород можете почитать в нашем блоге

Последние статьи

Квест-экскурсия: Цюрих

Квест-экскурсия: Цюрих

ЦЮРИХ. Крестьянский дух, банкирский рассудок Добро пожаловать на квест-экскурсию по историческому центру Цюриха   Квест: описание "ЦЮРИХ. Крестьянский дух, банкирский рассудок" Путешествие - открытие в компактной форме. Только для вас - самые интересные факты из...

Луковая ярмарка Zibelemärit Берн

Луковая ярмарка Zibelemärit Берн

Вариации на тему лука Луковая ярмарка Zibelemärit внесен в «Список живых традиций Швейцарии». На протяжении нескольких столетий каждый четвёртый понедельник ноября старая часть Берна на один день превращается  в весёлую шумную ярмарку. Начинается знаменитая луковая...

7 лучших: путешествие на поезде класса Люкс.Европа

7 лучших: путешествие на поезде класса Люкс.Европа

Путешествие на поезде. Именно ПУТЕШЕСТВИЕ! Половина из 20 лучших железнодорожных маршрутов для путешествий пролегает в Европе. В нашем обзоре 7 лучших путешествий на поезде класса Люкс в Европе. 3 путешествия на круизном поезде, где стандартом является Luxury Class -...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *